Нарушение привязанности чаще рассматривается в качестве неблагоприятного явления. У которого возможны крайние варианты. Оно считается психологической патологией, расстройством. Привязанность потомства впервые изучила Эйнсворт с коллегами. Тогда же выделили благоприятный, неопасный тип и пару негативных. Их назвали тревожно-амбивалентной, избегающей формами.
Хорошо и плохо
Если у детей нарушения привязанности нет, тогда формируется безопасный тип. Это означает, что подрастающее поколение воспринимает мать в качестве фундамента, базы, позволяющей безопасно изучать мир, расширяя собственные возможности. Даже если матери рядом нет, такой ребенок ощущает себя сравнительно комфортно. В его представлении есть некоторая внутренняя материнская модель. То есть чадо представляет, что женщина в любой момент откликнется на просьбы, что она всегда доступна. Если сравнивать такого ребенка с теми, кому присущи негативные варианты привязанности, можно заметить, что он быстрее и охотнее исполняет материнские просьбы, склонен работать вместе. Заметно реже у таких детей фиксируются конфликтные поведенческие реакции, им не свойственна тревожность. Взаимодействие с матерью позволяет контролировать отрицательные эмоции. Социальный прогресс и эмоциональный успешны больше, нежели у тех, кому присущи нездоровые формы.
Вам будет интересно:Помогает ли психолог при депрессии и в семейных отношениях
Вам будет интересно:Виды здоровья. Психическое и психологическое здоровье: понятия, критерии и основные отличия
Избегающий тип
Такое нарушение привязанности у детей заметно, если ребенок демонстративно в умеренной степени уклоняется от общения с матерью. Такой несовершеннолетний осознанно подавляет свои сильные эмоции, причем в первую очередь отрицательные, чтобы сохранить достаточно близкий контакт с родившей его женщиной. Мать, в свою очередь, отвергает излишне интенсивные контакты, старается исключить слишком близкое взаимодействие. Такой формат привязанности в случае, если мать уходит, характерен тем, что чадо не расстраивается. Ребенок не будет стараться всеми силами организовать тесное взаимодействие с матерью. Он исследует окружающий мир своими силами. При определении решений и выборе поведенческих реакций такой ребенок не учитывает, какие эмоции его поступки вызовут у матери.
Почему так происходит?
Вам будет интересно:Виды здоровья. Психическое и психологическое здоровье: понятия, критерии и основные отличия
Этот вид нарушения привязанности свойственен случаю, когда мать нечувствительна, не уделяет должного внимания состоянию своего потомства, когда она стремится исключить с ним излишне близкий контакт. Избегающий тип характерен отношениям, в которых женщина отвергает своего ребенка. В работах некоторых психологов можно видеть детальный разбор симптомов, указывающих на избегание женщиной тесного взаимодействия с чадом.
Среди симптомов – отсутствие эмоционального отношения при взаимной активности с привлечением ребенка. Женщина может знать, что в какой-то момент ее чаду плохо, но его плач не провоцирует у нее адекватного ответа в эмоциональном состоянии. Если ребенок показывает дистресс очевидными сигналами, женщина игнорирует их. В некоторых семьях реакция есть, но лишь в случае, когда ребенок проявляет свое состояние очень громким криком или сильно плачет. Есть вероятность такого вида нарушения привязанности, как избегание, если женщина показывает отношение к потомству несколько стереотипно, если она уделяет достаточно внимания гигиене и внешности чада, игнорируя душевное состояние. В семьях, которым свойственны такие отношения, зачастую мать, общаясь с младенцем, воспринимает его больше как неодушевленного. Такая женщина запросто может уйти, не сообщив об этом ребенку, а в случае нужды взаимодействовать с ним «лицом к лицу» чувствует неловкость, напряжение, дискомфорт. Она предпочитает опосредованное взаимодействие либо вовсе не брезгует бросить чадо в одиночестве.
Проблемы – с обеих сторон
Женщина ощущает, что ее обязанности в качестве матери для нее слишком велики, не останавливает ребенка, когда он делает что-то опасное, и стремится научить его тому, что по возрасту вне возможностей малолетнего. Для самой женщины такое состояние, такое общение с ребенком – источник стресса и дискомфорта.
Как показывают наблюдения психологов, нарушения привязанности, особенно тяжелые случаи, довольно сильно влияют на будущее человека. Эмоциональная депривация в детстве, неправильная забота, некорректная организация взаимодействия могут стать причиной аутизма. Все это способствует развитию такого отклонения как избегающая привязанность. Влияние факторов комплексное, и чем больше аспектов, провоцирующих такое нарушением, тем выше вероятность развития проявления у малыша особенностей, присущих аутистам.
Сопротивляющийся тип
Вам будет интересно:Нарушения эмоциональной сферы человека: понятие, виды, причины и особенности
Такое нарушение привязанности также известно как тревожно-амбивалентное. Несовершеннолетний с трудом воспринимает необходимость разлучиться с матерью и нетерпеливо ожидает, когда она вернется, при этом контакт вскоре рушится из-за агрессивных реакций или вспышек аффективного поведения, обусловленных едва ощутимыми материнскими погрешностями при взаимодействии. Так, если женщина ненадолго переключила свое внимание и отвлеклась от чада, это провоцирует нежелательный ответ с его стороны. Особенность амбивалентного поведения – агрессивные бурные вспышки, непредсказуемые негативные эмоциональные всплески, указывающие на острое реагирование ребенка на разлуку, включая ситуации, в которых она ему не грозит. В настоящее время такой тип нарушений исследован крайне мало.
Симбиотический тип
Такое нарушение привязанности некоторыми современными исследователями оценивается как разновидность тревожно-амбивалентного. В некоторых источниках можно встретить термин «невротический». Это обусловлено фактом частого наблюдения неправильной привязанности и следующей за ними невротической патологии, нездорового состояния. Симбиотическая форма характеризуется склонностью ребенка исключить контакт с матерью визуально, голосом. Одновременно чадо стремится к телесному взаимодействию, буквально прилипает. Ребенок может вынуждать свою мать носить его на руках. В случае необходимости разлучиться несовершеннолетний сильно расстраивается. Это распространяется даже на те ситуации, когда длительность разлуки – лишь минута или несколько.
По мере развития такого отклонения есть вероятность трансформации телесного контакта в окрашенный сексуально. Это особенно характерно случаю, в котором женщина поощряет такое взаимодействие. Для подобного ребенка возникает очевидная параллель между физической и эмоциональной близостью. Если же ребенок отвергает женщину, он ведет себя агрессивно.
Материнское поведение
В теории нарушений привязанности говорится, что амбивалентный, симбиотический типы неправильного формирования свойственны случаям, когда женщина непредсказуемо реагирует на свое потомство, ведет себя непоследовательно, пытаясь взаимодействовать с несовершеннолетним. Она может относиться к нему так, словно он чем-то сильно болеет и нуждается в особенно большом объеме заботы. Одновременно чадо ощущает нехватку ласки и внимания, так как постоянно присутствуют материнское напряжение и тревожность.
Среди особенностей материнского поведения – избирательность реакции на сигналы дистресса. При этом женщина практически не реагирует, когда чадо проявляет позитивные эмоции. Она старается никогда не расставаться со своим потомством, но может проявлять к нему враждебность. Из наблюдений психологов известно, что наиболее типичным форматом является отрицательный аффект.
Есть ли что-то еще?
В последнем десятилетии прошлого столетия ученые активно занимались вопросами нарушения привязанности у взрослых и детей. И это дало свои плоды. В работах Соломона и Мейн можно найти определение еще одной формы отрицательной привязанности, свойственной младшему поколению по отношению к произведшей его на свет женщине. Его назвали дезорганизовано-дезориентированным. Несовершеннолетнему, которому присущ такая форма, свойственны непредсказуемость поведения, непоследовательность реакций. Если такого ребенка отлучить от матери, на лице можно видеть изумленное выражение. Некоторые без цели кругами ходят по помещению. А вот будучи рядом с женщиной, чадо показывает боязливость, может вести себя амбивалентно. Как посчитали психологи, в таком случае ребенок не знает, стоит ли и можно ли попросить у женщины помощи, нужно ли избегать ее, дабы быть в безопасности. В большей степени такое свойственно случаям, когда мать неадекватно реагирует на происходящее, когда подаваемые ею через поведение сигналы сбивают малолетнего с толку. Считается, что материнское поведение – основная причина формирования дезорганизовано-дезориентированного отклонения.
Деструктивный аффект
Среди типов нарушения привязанности выделяют формирующийся на фоне разлуки. Впервые термин предложен Ильиной. Ее задачей было качественно оформить словами состояние человека, который вынужден адаптироваться к социуму в младшем (дошкольном) возрасте, при этом процесс протекает крайне тяжело. Деструктивным аффектом назвали стойкую и сильную негативную реакцию несовершеннолетнего, появляющуюся, когда он ощущает себя в опасной ситуации. Такой ребенок осознает, что невозможно придерживаться прежнего уровня взаимодействия с матерью. Как следствие, негативные эмоции берут верх. Из-за этого нарушается способность адаптироваться к обновленной среде.
О проявлениях
Вам будет интересно:Ребенок с отклонениями в развитии: как правильно определить патологию?
Проявления нарушений рассматриваемого типа можно найти в МКБ-10. Здесь указаны сведения о крайних патологических формах. В МКБ-10 можно найти описание реактивного нарушения привязанности, которое характерно детям. Оно дано применительно к лицам до трехлетнего возраста. Психологи, однако, указывают на тот факт, что сходное патологическое состояние свойственно и в первые три года существования человека, и позднее.
Среди ключевых симптомов нарушения привязанности выделяют противоречивость поведенческих реакций, наиболее выраженную, когда несовершеннолетний расстается с близким ему человеком. У него снижено настроение, многие подвержены печали и апатии. Некоторые избыточно насторожены и боязливы. Если попытаться успокоить такого ребенка, он не реагирует на это воздействие. Аффективная реакция недостаточна. Возможны нарушения во взаимодействии со сверстниками, у некоторых замедляется рост, у других выявляют соматические заболевания. На отклонения в развитии привязанности указывают агрессия, отгороженность в ответ на дистресс (собственный, сторонний).
О симптоматике детальнее
Некоторые признаки нарушения привязанности можно увидеть в описании тревожности на фоне разлуки, расторможенного развития ребенка. Ключевое проявление тревожности, сепарационной тревоги – избыточный дистресс, показываемый несовершеннолетним, предполагающим отлучение от объекта, к которому он привязан. Дистресс проявляется и во время разлуки, и после нее. Ребенок плачет, встревожен, раздражителен, вспыльчив. Он не хочет расставаться с тем, к кому привязан, постоянно обеспокоен, хотя для этого нет причин. Он предполагает, что могут возникнуть некие драматические обстоятельства, из-за которых не избежать разлуки.
На психологическую травму, нарушение привязанности могут указывать кошмарные сны. В случае тревожности сюжеты таких видений обычно связаны с разлукой. Возможно повторение соматической симптоматики, если ребенок вынужден разлучаться с объектом, к которому привязан. Чаще всего в таких ситуациях болит живот, человека тошнит, рвет.
Расторможенная форма
При таком нарушении привязанность не имеет направленности, она диффузна. Человек неразборчиво общителен. Ему сложно сформировать глубокую привязанность. Когда ребенок совсем мал, он цепляется за старших, стремится стать объектом всеобщего внимания. Если старший пытается задать границы, правила общения, ребенок прерывает взаимодействие с этим человеком.
Причины и последствия
Предполагается, есть большое разнообразие нарушений, которые могут рано или поздно побеспокоить человека. Сегодня психологи убеждены, что последствием нарушения привязанности может стать психопатология. Проводились исследования. Они были призваны определить, как связаны психические патологии и негативные формы привязанности. Особенно любопытны работы Керига, Венара, в которых авторы доказывают, что однозначную взаимосвязь определить не представляется возможным. Развитие любого несовершеннолетнего предполагает обилие уникальных факторов, влияющих на его психику. Одновременно есть и рисковые, и безопасные. Соответственно, рассматриваемая форма отрицательной привязанности – один из негативных факторов, но не более того.
Что делать?
Терапия нарушений привязанности чаще рассматривается в аспекте общения с приемными детьми, поскольку для таких семей подобные проблемы свойственны в большей степени, нежели для всех остальных, и именно такие люди чаще обращаются за специализированной помощью психолога. Единственный современный надежный способ помочь – это терапевтическое воспитание. Как отмечают психотерапевты, ключевое и основное правило такого воспитания – забота в первую очередь о себе самом, и потом уже о прочих. Этому правилу должны подчиняться все родители. Кроме того, если можно предположить, что есть проблемы в воспитании и формировании привязанности, нужно предупреждать их обострение. А по возможности – появление.
Одно из правил лечения нарушения привязанности – взаимодействие всей семьей. Все родственники должны быть единой командой. Известно, что малолетние с указанной проблемой склонны настраивать некоторых людей друг против друга, дабы избежать разлуки с теми, к кому они привязаны. Не менее важно обеспечить стабильную и безопасную домашнюю остановку. В условиях своего дома ребенок должен ощущать себя эмоционально стабильным. Недопустимо ощущение физической угрозы – оно лишь усугубит ситуацию. Если ребенок совершил какой-то проступок, задача родителей – помочь чаду извлечь из этого опыта важный урок. Оптимальный вариант – создание последствий, соответствующих нарушению, с проявлением сочувствия в последний момент их наступления.