20-01-2019 04:30

Ребенок с отклонениями в развитии: как правильно определить патологию?

Появление в семье ребенка - это всегда радость. Для каждого родителя свой малыш кажется особенным. Но некоторые особенности развития могут насторожить. В таких случаях необходимо не медлить и спешить к врачу. К сожалению, в настоящее время количество детей с отклонениями в развитии значительно увеличилось. Такие малыши требуют к себе особого внимания и ухода. Очень важно определить патологию на начальном этапе, чтобы не упустить шанс исправить или облегчить сложившуюся ситуацию. Как правильно определить патологию? Что означает "ребенок с отклонениями в развитии"?

Необходимые нормы для развития

Как спасаться от депрессии: методы и советы психологовВам будет интересно:Как спасаться от депрессии: методы и советы психологов

Прежде чем говорить об отклонениях ребенка, выделим условия, необходимые для полноценного развития:

  • Развитие и функциональность головного мозга должны быть в норме.
  • Работа нервной системы и физические параметры соответствуют возрасту и обеспечивают все процессы для жизнедеятельности.
  • Органы чувств могут обеспечивать естественную связь с внешним миром.
  • Ребенок надлежащим образом, систематически и последовательно проходит все этапы обучения, начиная с семьи и заканчивая учебным заведением.
  • Биполярный синдром: причины, симптомы и лечение. Биполярное аффективное расстройствоВам будет интересно:Биполярный синдром: причины, симптомы и лечение. Биполярное аффективное расстройство

    Нормальное развитие ребенка

    Что принято считать нормой в развитии ребенка:

    • Развитие соответствует ровесникам, его окружающим.
    • Поведение отвечает принятым общественным нормам.
    • Развитие организма совпадает с установленными нормами, при этом он способен бороться с негативными факторами окружающей среды и сопротивляется болезням.

    Детей с отклонениями все больше, так как какое-то из условий развития не выполняется в силу тех или иных причин.

    Причины отклонений

    Основные причины развития отклонений у детей делят на:

    • наследственные;
    • внешние (влияние окружающей среды).

    К наследственным относят:

    • Генетический фактор.
    • Соматический.
    • Повреждение головного мозга.

    В зависимости от того, когда могли оказать влияние патогенные факторы, выделяют следующие промежутки времени:

    • До наступления родов.
    • В период родовой деятельности.
    • Послеродовой период до 3 лет.

    Поврежденное развитие: стадии и этапы, методы коррекцииВам будет интересно:Поврежденное развитие: стадии и этапы, методы коррекции

    Самое большое влияние на развитие психических функций оказывает вредное воздействие в момент интенсивного клеточного развития головного мозга, в период развития эмбриона.

    Биологическое влияние

    Можно выделить биологические факторы, которые влияют на развитие детей:

    • Генетические мутации.
    • Мать перенесла в период беременности инфекционное или вирусное заболевание: краснуху, грипп.
    • Родители не совместимы по резус-фактору.
    • Мать болеет диабетом.
    • Имеются у родителей венерические заболевания.
    • Прием наркотических препаратов, особенно матерью.

    Влияние негативных факторов на развитие

    • Биохимическое воздействие. Заводы, химические удобрения, бесконтрольный прием медицинских препаратов. Эти факторы оказывают влияние и в период беременности, и на ранних этапах развития ребенка.
    • Недостаток кислорода для плода.
    • Сильные токсикозы во второй половине беременности.
    • Слабое здоровье матери. Плохое питание, опухолевые процессы, недостаток витаминов.
    • Хронические заболевания у ребенка, начавшиеся в раннем возрасте: астма, диабет, патологии крови.
    • Травмы мозга в раннем возрасте и тяжелые инфекционные заболевания.
    • Травмы во время патологических родов.

    Все эти негативные факторы могут стать причиной того, что будет ребенок с отклонениями в развитии.

    Социальное влияние

    Выделим социальные факторы, влияющие на развитие ребенка:

    • Сильные переживания будущей матери, сопровождающиеся значительным выбросом гормонов в околоплодные воды.

    Стресс во время беременности

    • Негативные события и настроения против будущего малыша.
    • Стрессовые ситуации, часто повторяющиеся.
    • Состояние психики матери в период родовой деятельности.
    • Плохое отношение к ребенку, отрыв от матери, грубое обращение, отсутствие теплых отношений.

    Все эти факторы больше требуют профессиональной консультации у психологов и педагогов, так как могут вызвать отклонения в психическом развитии ребенка, в то время как биологические требуют внимания врачей.

    Какие возможны отклонения

    Можно выделить несколько групп отклонений:

    • Дети с физическими отклонениями. Сюда относят нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха.
    • Отклонения в психическом развитии ребенка. Это нарушение речи, умственная отсталость, также задержка психического развития и отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы.
    • Педагогические отклонения. Дети, не получившие среднего образования.
    • Дети с социальными отклонениями, не имеющие воспитания для вхождения в социальную среду. В этом случае важна профилактическая работа.

    Поврежденное развитие: стадии и этапы, методы коррекцииВам будет интересно:Поврежденное развитие: стадии и этапы, методы коррекции

    Также следует выделить периоды, в которые можно заметить яркие отклонения от развития:

    • Дошкольный.
    • Школьный младший.
    • Подростковый.

    Для каждого периода ребенок должен обладать определенными навыками, умениями, знаниями. Взрослые в это время должны быть особенно внимательны и уделять ребенку время для занятий и общения.

    Особенности отклонений в развитии детей

    Рассмотрим особенности отклонений у детей с временной задержкой развития. Характерны следующие признаки:

    • Заметны отклонения становятся в школе.
    • Ребенок ведет себя так, как будто он в детском саду.
    • Не выполняет домашнее задание.
    • Трудно поддается обучению, чтению и письму.

    Трудности в обучении

    • Быстро устает.
    • Жалуется на головные боли.
    • Недостаточное физическое развитие.
    • Возможна задержка в мышлении.

    У ребенка с психофизическим инфантилизмом есть такая особенность:

    • Понимает сюжет изображения.
    • Может понять смысл.

    Дети, имеющие отклонения в развитии с признаками астении, имеют следующие проявления:

    • Нервное истощение.
    • Быстрая утомляемость.
    • Частые головные боли.
    • Плохая память.
    • Невнимательность.
    • Чрезмерная возбудимость.
    • Излишняя подвижность, импульсивность.
    • Плаксивость.
    • Робость и вялость.
    • Заторможенность.
    • Медлительность.
    • Расстройство сна.
    • Грубость.
    • Нестабильность поведения.

    У каждого ребенка отклонения проявляются по-разному.

    Нарушение умственного развития

    К категории умственно отсталых детей относятся:

    • Дебилы. При правильном развитии и обучении могут быть высокого уровня психического развития. Имеют профессию, несут гражданскую ответственность.
    • Имбецилы. Глубоко отсталые дети. Не усваивают общих правил, понятий. Могут с большим трудом научиться писать, читать. Требуют постоянного ухода.
    • Идиоты. У таких детей нарушена координация, не развита речь, не могут себя обслуживать. Нуждаются в специальном уходе.

    Дети, которые выделяются из толпы своих сверстников высоким развитием, также считаются детьми с отклонением в развитии. Особенности таких деток рассмотрим дальше.

    Малыши с высоким уровнем развития

    Они отличаются от своих сверстников тем, что:

    • Могут делать несколько дел одновременно.
    • Очень любопытны.
    • Легко прослеживают причинно-следственные связи.
    • Развито абстрактное мышление.
    • Концентрация внимания на высоком уровне.
    • Стремятся в том, чем занимаются, достигнуть совершенства.
    • Хорошо развиты учебные навыки.

    Можно выделить психологические особенности таких детей:

    • Хорошо развито воображение.
    • Есть чувство справедливости с раннего возраста.
    • Ставят себе высокие планки в деле, которым занимаются.
    • Имеют хорошее чувство юмора.
    • Плохо справляются со своими неудачами.
    • Детские страхи сильно преувеличены.
    • Могут обладать экстрасенсорными способностями.
    • Появляются проблемы с ровесниками из-за развитого эгоцентризма.
    • Мало спят.

    Следует внимательно относиться к ребенку, чтобы своевременно заметить особенности изменения психики по мере его взросления.

    Особенности отклонений в психическом развитии

    Отклонения в психическом развитии ребенка оцениваются по следующим критериям:

    • Как развита память.
    • Мышление.
    • Развитие речи.
    • Восприятие окружающего мира.

    Какие существуют виды задержки психического развития:

    • Психогенный. Является результатом отсутствия воспитания в семье. Как правило, это дети из неблагополучных семей.
    • Соматогенный. Задержка в результате перенесенного заболевания. Ребенок сильно устает, ослаблен. Либо слишком возбудим.
    • Церебрально-астенический. Органическое поражение мозга. Ребенок чрезмерно возбужден, агрессивен. Настроение часто резко меняется.

    Психические отклонения в развитии ребенка

    • Конституционный. На фоне недоразвитости лобных долей головного мозга. Уровень развития отстает на несколько лет. Так 6-летний ведет себя и испытывает потребности, как 2-летний.

    При диагностике требуется осторожность, так как некоторые из перечисленных признаков могут быть проявлениями характера ребенка.

    Диагностика отклонений у ребенка

    Чтобы подтвердить или опровергнуть, что ребенок с отклонениями в развитии, необходимо провести медицинское и психологическое обследование.

    При медицинском осмотре проводится:

    • Визуальный осмотр ребенка. Строение черепа, особенности скелета, конечностей, развитие сенсорных функций.
    • Сбор информации, имеющиеся жалобы со слов матери.
    • Состояние неврологического и психического характера.

    Необходимо обратить внимание:

    • На эмоциональность.
    • Развитие интеллекта.
    • Развитие речи.
    • Моторику.
    • Состояние психики, нервной системы.

    Лучшие психотерапевты Саратова: отзывыВам будет интересно:Лучшие психотерапевты Саратова: отзывы

    Возможны также такие обследования:

    • Рентгенография черепа.
    • Компьютерная томография.
    • Энцефалограмма.

    Диагностика отклонений в развитии

    Некоторые заболевания можно установить по внешним признакам. Особенно это касается врожденных патологий.

    Психическое обследование требует анализа:

    • Внимания ребенка.
    • Памяти.
    • Интеллекта.
    • Восприятия внешнего мира.
    • Как ребенок мыслит.
    • Как выражает эмоции.

    Как правило, это легко определяется в игровой форме. Для этого используется наглядный материал, а также методы и приемы работы, подстроенные под дефект ребенка. Для глухих необходимы жесты, для отсталых в умственном развитии - простые задания. Сложность и главная задача для диагноста - это заинтересовать ребенка в игре, он не должен отказываться. Это необходимое условие правильной диагностики. После этого можно назначать коррекцию отклонений в развитии детей.

    Обучение и воспитание детей с отклонениями

    Коррекция включает работу педагогов, врачей и родителей.

    Можно выделить несколько принципов обучения детей с отклонениями в развитии:

    • Стимулирование сознательной деятельности.
    • Развитие активности.
    • Использование наглядного материала.
    • Систематичность занятий.
    • Доступность материала.
    • Соответствие между материалом и возможностями ребенка.
    • Прочное закрепление материала.
    • Дифференциальный подход.

    Особое внимание уделяется развитию памяти и логического мышления. Обучение ставит цель не приспособиться к дефекту ребенка, а его корректировать и преодолеть. Образование детей с отклонениями в развитии имеет два направления:

    • Дифференциальное образование.
    • Инклюзивное образование.

    Коррекционное обучение должно формировать психические функции ребенка и развивать опыт в преодолении имеющихся нарушений, будь то нарушение речи, слуха, моторики или поведения. Обучение и воспитание также должны быть методом профилактики возникновения вторичных отклонений. Это возможно из-за неготовности ребенка с отклонениями в развитии к существованию в социуме.

    Для таких детей необходимо воздействие:

    • Лечебно-оздоровительное.
    • Психологическое.
    • Педагогическое.
    • Психотерапевтическое лечение должно проводиться напрямую и косвенно.
    • Занятия групповые и индивидуальные.

    Ребенок с отклонениями развития в семье не всегда правильно оценивается родителями. Слишком много заботы или невнимательное отношение к ребенку могут усугубить психическое состояние. Изоляция также оказывает отрицательное влияние. Поэтому очень важна совместная работа педагогов и родителей. Необходимо оказывать квалифицированную помощь родителям для того, чтобы они могли оказать поддержку детям в получении знаний, навыков при определенных нарушениях.

    Условия для интеграции детей

    В настоящее время оказывается помощь детям с отклонениями в развитии, а также их родителям.

    А именно:

    • Проводится ранняя диагностика выявления нарушений в развитии.
    • Организуется раннее коррекционно-воспитательное воздействие с первых месяцев жизни.
    • Проводится отбор детей с учетом дефекта отклонений, уровня развития и способности ребенка к обучению.
    • Дети, которые нуждаются в специальных условиях, определяются в специализированные учреждения.

    Обучение детей с отклонениями

    • Составляются варианты учебных программ, пособий по воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии.
    • Необходимо постоянно контролировать и смотреть динамику развития таких малышей.

    Воспитание детей с отклонениями в развитии имеет множество проблем:

    • Родители не умеют совместно работать с ребенком.
    • Не могут эмоционально поддерживать малыша.
    • Некоторые испытывают неадекватные реакции к нему.
    • Неадекватные методы воспитания.
    • Недостаточно общения с ребенком.

    Только совместная работа специалиста, педагога и родителя может дать ощутимые положительные результаты в обучении ребенка с отклонениями.



    Источник