- Необходимые нормы для развития
 - Причины отклонений
 - Биологическое влияние
 - Социальное влияние
 - Какие возможны отклонения
 - Особенности отклонений в развитии детей
 - Нарушение умственного развития
 - Малыши с высоким уровнем развития
 - Особенности отклонений в психическом развитии
 - Диагностика отклонений у ребенка
 - Обучение и воспитание детей с отклонениями
 - Условия для интеграции детей
 
Появление в семье ребенка - это всегда радость. Для каждого родителя свой малыш кажется особенным. Но некоторые особенности развития могут насторожить. В таких случаях необходимо не медлить и спешить к врачу. К сожалению, в настоящее время количество детей с отклонениями в развитии значительно увеличилось. Такие малыши требуют к себе особого внимания и ухода. Очень важно определить патологию на начальном этапе, чтобы не упустить шанс исправить или облегчить сложившуюся ситуацию. Как правильно определить патологию? Что означает "ребенок с отклонениями в развитии"?
Необходимые нормы для развития
    
Вам будет интересно:Как спасаться от депрессии: методы и советы психологов
Прежде чем говорить об отклонениях ребенка, выделим условия, необходимые для полноценного развития:
    
Вам будет интересно:Биполярный синдром: причины, симптомы и лечение. Биполярное аффективное расстройство
  
 
Что принято считать нормой в развитии ребенка:
- Развитие соответствует ровесникам, его окружающим.
 - Поведение отвечает принятым общественным нормам.
 - Развитие организма совпадает с установленными нормами, при этом он способен бороться с негативными факторами окружающей среды и сопротивляется болезням.
 
Детей с отклонениями все больше, так как какое-то из условий развития не выполняется в силу тех или иных причин.
Причины отклонений
Основные причины развития отклонений у детей делят на:
- наследственные;
 - внешние (влияние окружающей среды).
 
К наследственным относят:
- Генетический фактор.
 - Соматический.
 - Повреждение головного мозга.
 
В зависимости от того, когда могли оказать влияние патогенные факторы, выделяют следующие промежутки времени:
- До наступления родов.
 - В период родовой деятельности.
 - Послеродовой период до 3 лет.
 
    
Вам будет интересно:Поврежденное развитие: стадии и этапы, методы коррекции
Самое большое влияние на развитие психических функций оказывает вредное воздействие в момент интенсивного клеточного развития головного мозга, в период развития эмбриона.
Биологическое влияние
Можно выделить биологические факторы, которые влияют на развитие детей:
- Генетические мутации.
 - Мать перенесла в период беременности инфекционное или вирусное заболевание: краснуху, грипп.
 - Родители не совместимы по резус-фактору.
 - Мать болеет диабетом.
 - Имеются у родителей венерические заболевания.
 - Прием наркотических препаратов, особенно матерью.
 
 
 
- Биохимическое воздействие. Заводы, химические удобрения, бесконтрольный прием медицинских препаратов. Эти факторы оказывают влияние и в период беременности, и на ранних этапах развития ребенка.
 - Недостаток кислорода для плода.
 - Сильные токсикозы во второй половине беременности.
 - Слабое здоровье матери. Плохое питание, опухолевые процессы, недостаток витаминов.
 - Хронические заболевания у ребенка, начавшиеся в раннем возрасте: астма, диабет, патологии крови.
 - Травмы мозга в раннем возрасте и тяжелые инфекционные заболевания.
 - Травмы во время патологических родов.
 
Все эти негативные факторы могут стать причиной того, что будет ребенок с отклонениями в развитии.
Социальное влияние
Выделим социальные факторы, влияющие на развитие ребенка:
- Сильные переживания будущей матери, сопровождающиеся значительным выбросом гормонов в околоплодные воды.
 
 
 
- Негативные события и настроения против будущего малыша.
 - Стрессовые ситуации, часто повторяющиеся.
 - Состояние психики матери в период родовой деятельности.
 - Плохое отношение к ребенку, отрыв от матери, грубое обращение, отсутствие теплых отношений.
 
Все эти факторы больше требуют профессиональной консультации у психологов и педагогов, так как могут вызвать отклонения в психическом развитии ребенка, в то время как биологические требуют внимания врачей.
Какие возможны отклонения
Можно выделить несколько групп отклонений:
- Дети с физическими отклонениями. Сюда относят нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха.
 - Отклонения в психическом развитии ребенка. Это нарушение речи, умственная отсталость, также задержка психического развития и отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы.
 - Педагогические отклонения. Дети, не получившие среднего образования.
 - Дети с социальными отклонениями, не имеющие воспитания для вхождения в социальную среду. В этом случае важна профилактическая работа.
 
    
Вам будет интересно:Поврежденное развитие: стадии и этапы, методы коррекции
Также следует выделить периоды, в которые можно заметить яркие отклонения от развития:
- Дошкольный.
 - Школьный младший.
 - Подростковый.
 
Для каждого периода ребенок должен обладать определенными навыками, умениями, знаниями. Взрослые в это время должны быть особенно внимательны и уделять ребенку время для занятий и общения.
Особенности отклонений в развитии детей
Рассмотрим особенности отклонений у детей с временной задержкой развития. Характерны следующие признаки:
- Заметны отклонения становятся в школе.
 - Ребенок ведет себя так, как будто он в детском саду.
 - Не выполняет домашнее задание.
 - Трудно поддается обучению, чтению и письму.
 
 
 
- Быстро устает.
 - Жалуется на головные боли.
 - Недостаточное физическое развитие.
 - Возможна задержка в мышлении.
 
У ребенка с психофизическим инфантилизмом есть такая особенность:
- Понимает сюжет изображения.
 - Может понять смысл.
 
Дети, имеющие отклонения в развитии с признаками астении, имеют следующие проявления:
- Нервное истощение.
 - Быстрая утомляемость.
 - Частые головные боли.
 - Плохая память.
 - Невнимательность.
 - Чрезмерная возбудимость.
 - Излишняя подвижность, импульсивность.
 - Плаксивость.
 - Робость и вялость.
 - Заторможенность.
 - Медлительность.
 - Расстройство сна.
 - Грубость.
 - Нестабильность поведения.
 
У каждого ребенка отклонения проявляются по-разному.
Нарушение умственного развития
К категории умственно отсталых детей относятся:
- Дебилы. При правильном развитии и обучении могут быть высокого уровня психического развития. Имеют профессию, несут гражданскую ответственность.
 - Имбецилы. Глубоко отсталые дети. Не усваивают общих правил, понятий. Могут с большим трудом научиться писать, читать. Требуют постоянного ухода.
 - Идиоты. У таких детей нарушена координация, не развита речь, не могут себя обслуживать. Нуждаются в специальном уходе.
 
Дети, которые выделяются из толпы своих сверстников высоким развитием, также считаются детьми с отклонением в развитии. Особенности таких деток рассмотрим дальше.
Малыши с высоким уровнем развития
Они отличаются от своих сверстников тем, что:
- Могут делать несколько дел одновременно.
 - Очень любопытны.
 - Легко прослеживают причинно-следственные связи.
 - Развито абстрактное мышление.
 - Концентрация внимания на высоком уровне.
 - Стремятся в том, чем занимаются, достигнуть совершенства.
 - Хорошо развиты учебные навыки.
 
Можно выделить психологические особенности таких детей:
- Хорошо развито воображение.
 - Есть чувство справедливости с раннего возраста.
 - Ставят себе высокие планки в деле, которым занимаются.
 - Имеют хорошее чувство юмора.
 - Плохо справляются со своими неудачами.
 - Детские страхи сильно преувеличены.
 - Могут обладать экстрасенсорными способностями.
 - Появляются проблемы с ровесниками из-за развитого эгоцентризма.
 - Мало спят.
 
Следует внимательно относиться к ребенку, чтобы своевременно заметить особенности изменения психики по мере его взросления.
Особенности отклонений в психическом развитии
Отклонения в психическом развитии ребенка оцениваются по следующим критериям:
- Как развита память.
 - Мышление.
 - Развитие речи.
 - Восприятие окружающего мира.
 
Какие существуют виды задержки психического развития:
- Психогенный. Является результатом отсутствия воспитания в семье. Как правило, это дети из неблагополучных семей.
 - Соматогенный. Задержка в результате перенесенного заболевания. Ребенок сильно устает, ослаблен. Либо слишком возбудим.
 - Церебрально-астенический. Органическое поражение мозга. Ребенок чрезмерно возбужден, агрессивен. Настроение часто резко меняется.
 
 
 
- Конституционный. На фоне недоразвитости лобных долей головного мозга. Уровень развития отстает на несколько лет. Так 6-летний ведет себя и испытывает потребности, как 2-летний.
 
При диагностике требуется осторожность, так как некоторые из перечисленных признаков могут быть проявлениями характера ребенка.
Диагностика отклонений у ребенка
Чтобы подтвердить или опровергнуть, что ребенок с отклонениями в развитии, необходимо провести медицинское и психологическое обследование.
При медицинском осмотре проводится:
- Визуальный осмотр ребенка. Строение черепа, особенности скелета, конечностей, развитие сенсорных функций.
 - Сбор информации, имеющиеся жалобы со слов матери.
 - Состояние неврологического и психического характера.
 
Необходимо обратить внимание:
- На эмоциональность.
 - Развитие интеллекта.
 - Развитие речи.
 - Моторику.
 - Состояние психики, нервной системы.
 
    
Вам будет интересно:Лучшие психотерапевты Саратова: отзывы
Возможны также такие обследования:
- Рентгенография черепа.
 - Компьютерная томография.
 - Энцефалограмма.
 
 
 
Некоторые заболевания можно установить по внешним признакам. Особенно это касается врожденных патологий.
Психическое обследование требует анализа:
- Внимания ребенка.
 - Памяти.
 - Интеллекта.
 - Восприятия внешнего мира.
 - Как ребенок мыслит.
 - Как выражает эмоции.
 
Как правило, это легко определяется в игровой форме. Для этого используется наглядный материал, а также методы и приемы работы, подстроенные под дефект ребенка. Для глухих необходимы жесты, для отсталых в умственном развитии - простые задания. Сложность и главная задача для диагноста - это заинтересовать ребенка в игре, он не должен отказываться. Это необходимое условие правильной диагностики. После этого можно назначать коррекцию отклонений в развитии детей.
Обучение и воспитание детей с отклонениями
Коррекция включает работу педагогов, врачей и родителей.
Можно выделить несколько принципов обучения детей с отклонениями в развитии:
- Стимулирование сознательной деятельности.
 - Развитие активности.
 - Использование наглядного материала.
 - Систематичность занятий.
 - Доступность материала.
 - Соответствие между материалом и возможностями ребенка.
 - Прочное закрепление материала.
 - Дифференциальный подход.
 
Особое внимание уделяется развитию памяти и логического мышления. Обучение ставит цель не приспособиться к дефекту ребенка, а его корректировать и преодолеть. Образование детей с отклонениями в развитии имеет два направления:
- Дифференциальное образование.
 - Инклюзивное образование.
 
Коррекционное обучение должно формировать психические функции ребенка и развивать опыт в преодолении имеющихся нарушений, будь то нарушение речи, слуха, моторики или поведения. Обучение и воспитание также должны быть методом профилактики возникновения вторичных отклонений. Это возможно из-за неготовности ребенка с отклонениями в развитии к существованию в социуме.
Для таких детей необходимо воздействие:
- Лечебно-оздоровительное.
 - Психологическое.
 - Педагогическое.
 - Психотерапевтическое лечение должно проводиться напрямую и косвенно.
 - Занятия групповые и индивидуальные.
 
Ребенок с отклонениями развития в семье не всегда правильно оценивается родителями. Слишком много заботы или невнимательное отношение к ребенку могут усугубить психическое состояние. Изоляция также оказывает отрицательное влияние. Поэтому очень важна совместная работа педагогов и родителей. Необходимо оказывать квалифицированную помощь родителям для того, чтобы они могли оказать поддержку детям в получении знаний, навыков при определенных нарушениях.
Условия для интеграции детей
В настоящее время оказывается помощь детям с отклонениями в развитии, а также их родителям.
А именно:
- Проводится ранняя диагностика выявления нарушений в развитии.
 - Организуется раннее коррекционно-воспитательное воздействие с первых месяцев жизни.
 - Проводится отбор детей с учетом дефекта отклонений, уровня развития и способности ребенка к обучению.
 - Дети, которые нуждаются в специальных условиях, определяются в специализированные учреждения.
 
 
 
- Составляются варианты учебных программ, пособий по воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии.
 - Необходимо постоянно контролировать и смотреть динамику развития таких малышей.
 
Воспитание детей с отклонениями в развитии имеет множество проблем:
- Родители не умеют совместно работать с ребенком.
 - Не могут эмоционально поддерживать малыша.
 - Некоторые испытывают неадекватные реакции к нему.
 - Неадекватные методы воспитания.
 - Недостаточно общения с ребенком.
 
Только совместная работа специалиста, педагога и родителя может дать ощутимые положительные результаты в обучении ребенка с отклонениями.