23-01-2019 17:51

Динамическая афазия: причины, симптомы, диагностика и лечение

Под термином «динамическая афазия» понимается патологический процесс, характеризующийся нарушением формирования и высказывания нормальной речи. Человек во время разговора использует только односложные фразы. У него наблюдается отсутствие экспрессивной речи, кроме того, он не до конца понимает смысл длинных предложений, озвучиваемых собеседником. При возникновении первых признаков заболевания необходимо обратиться к неврологу. Врач оформит направление на комплексную диагностику и после получения ее результатов составит максимально эффективную схему лечения речевых нарушений. Афазия также требует регулярного проведения логопедических занятий. При своевременном обращении к врачу прогноз благоприятный.

Патогенез

Ротавирус у грудничка: симптомы, причины, лечение и профилактикаВам будет интересно:Ротавирус у грудничка: симптомы, причины, лечение и профилактика

Задние элементы лобной доли мозга относятся к речевому отделу. Последний отвечает как за программирование, так и за регуляцию психической деятельности. Если лобная доля мозга повреждена, нарушается грамматическое конструирование. Закономерным следствием является расстройство речи. Как это проявляется? Нарушение регулирующей функции речи приводит к тому, что человек начинает разговаривать бессвязными предложениями. На все вопросы он дает только односложные ответы. Речь его при этом не содержит никаких эмоций.

Обширный инфаркт – что это... Причины, шансы выжить и последствияВам будет интересно:Обширный инфаркт – что это... Причины, шансы выжить и последствия

Динамическая афазия как отдельный вид расстройства была выделена немецким ученым в 1934 году. В дальнейшем изучением патологии занимался советский врач Лурия А. Р. Последователям ученого удалось выявить и доказать, что динамическая афазия - это не что иное, как нарушение внутренней речи. При этом данное патологическое состояние обусловлено расстройством планирования предложений.

Согласно статистическим данным, недуг реже всего диагностируется у левшей. Это объясняется тем, что отделы правого полушария их головного мозга обладают мощными компенсаторными возможностями.

Существует несколько форм афазии:

  • Афферентная моторная. Считается одним из самых тяжелых нарушений. Больные не могут шевелить языком и губами.
  • Эфферентная моторная. Характеризуется возникновением персеверации. Это постоянное повторение одного и того же слова. Иногда больного в буквальном смысле заклинивает на какой-либо одной эмоции. Также персеверация - это состояние, которое характеризуется устойчивыми ощущениями.
  • Динамическая. Как было упомянуто выше, для нее характерно расстройство планирования и нормального оформления речи.
  • Сенсорная. Характеризуется нарушением понимания чужой речи. При этом больной все хорошо слышит. По мере прогрессирования недуга чужая речь начинает восприниматься в искаженном виде.
  • Акустико-мнестическая. Больной слышит чужую речь и хорошо понимает смысл сказанных собеседником слов, но очень быстро воспринятая информация стирается из памяти.
  • Семантическая. Характеризуется неспособностью воспринимать сложноподчиненные предложения.

Чем лечить кашель у детей 8 месяцев: обзор лекарственных препаратов для детей до годаВам будет интересно:Чем лечить кашель у детей 8 месяцев: обзор лекарственных препаратов для детей до года

Форма афазии напрямую зависит от того, какой отдел головного мозга поражен. Нередко заболевание сопровождается нарушением функций чтения и письма.

Поражение лобной доли

Этиология

Основная причина развития заболевания - повреждение речевого центра мозга. Главными этиологическими факторами являются следующие заболевания и состояния:

  • Черепно-мозговые травмы. Повреждение тканей чаще всего является следствием внутреннего кровотечения, сотрясения и размозжения. На фоне формирования посттравматического отека происходит повреждение нейронов. Кроме того, развивается выраженный воспалительный процесс и образовавшаяся в результате травмы гематома увеличивается в размерах. Закономерным следствием является компрессия находящихся рядом тканей.
  • Цереброваскулярная болезнь. Чаще всего возникновение динамической афазии связано с сосудистыми катастрофами острого характера. Ярким примером является геморрагический или ишемический инсульт. Кроме того, причиной развития патологии может стать ишемия мозга, характеризующаяся хроническим течением. Последняя развивается на фоне сахарного диабета, гипертонии, церебрального атеросклероза, амилоидоза кровеносных сосудов.
  • Заболевания инфекционно-воспалительной природы. При наличии очага патологии в передней части мозга рано или поздно поражается лобная кора. Следствием является нарушение ее взаимодействия с другими церебральными структурами. На фоне данного патологического процесса становятся выраженными речевые дефекты.
  • Церебральные новообразования, локализующиеся в лобной зоне. Следствием роста опухоли является гибель нейронов, обусловленная их деструкцией либо компрессией. Сдавливание лобной зоны также может возникнуть в результате формирования меланом или менингиом в оболочках головного мозга.
  • Дегенеративные патологии. Дисфункция нейронов чаще всего наблюдается при болезни Пика, Альцгеймера, а также лейкодистрофии.

Таким образом, патология практически во всех случаях связана с нарушением работы лобных структур.

Травмы мозга

Степени тяжести

Важное клиническое значение имеет тот факт, на каком этапе формирования речи произошел сбой. В зависимости от этого в нейропсихологии (это наука, занимающаяся изучением связи между функционированием головного мозга и психическими процессами, а также поведением человека) принято разделять пациентов на две группы:

  • Сюда входят все больные с первичным расстройством внутреннего звена программирования. У таких пациентов практически отсутствует мотивация к восстановлению. Как показывает практика, реабилитация крайне сложная и занимает длительное время.
  • В данную группу входят лица, страдающие от нарушения грамматического конструирования. У таких пациентов сохраняется критика, для них также характерна выраженная мотивация. Лечение проходит, как правило, легко и быстро.
  • Кристаллы Шарко-Лейдена в кале: причины, методы проведения анализа, необходимое лечениеВам будет интересно:Кристаллы Шарко-Лейдена в кале: причины, методы проведения анализа, необходимое лечение

    Существует несколько методик коррекции нарушения. Чтобы врач мог выбрать наиболее действенную, в процессе логопедического обследования выявляется степень тяжести недуга.

    Она может быть:

    • Легкой. Для данной степени характерны спонтанные высказывания, которые могут быть сложными. Речь больного стереотипна, грамматика в ней нарушена. Кроме того, в ходе обследования выявляется глагольная слабость и неспособность правильно понимать значения высказываний в переносном смысле.
    • Средней. Речь спонтанная. Больной разговаривает короткими стереотипными фразами. Для речи характерно отсутствие глаголов и аграмматизм. Человек разговаривает очень мало, более охотно он принимает участие в диалогах, чаще всего односложно отвечая на вопросы.
    • Тяжелой. Для данной степени характерно отсутствие спонтанной речи. Больной может принимать участие в диалогах, но ответы его всегда односложны (да/нет). Человек нуждается во внешней стимуляции, но даже при этом его речь имеет телеграфный стиль.

    Легкая степень динамической афазии, как правило, излечивается довольно быстро. В остальных случаях требуется более длительная коррекция.

    Прием у невролога

    Клинические проявления

    Основной симптом заболевания - наличие трудностей в формировании активной речи. Как это проявляется:

    • Больной не обращается к людям с просьбами, он никому не задает вопросов.
    • Отсутствие основных звеньев высказывания. Можно уловить отдельные фрагменты, но их сложно соединить по смыслу.
    • В речи практически отсутствуют предлоги, местоимения и глаголы. Существительные произносятся в именительном падеже.
    • Эмоциональная окраска и выразительность фраз значительно снижены.
    • Иногда человек может ответить на вопрос нормальной речью, но при этом он повторяет слова за собеседником («Ты сегодня кушал?» - «Я сегодня кушал»). Нередко больной копирует и жесты.
    • Сниженная концентрация внимания.
    • Замедление скорости мыслительных процессов.
    • Отсутствие критики относительно имеющейся патологии.
    • Нарушение понимания речи. Если легкие фразы человек еще в состоянии немного проанализировать, то сложные уже нет.

    У большинства больных сохранена письменная речь. Дисграфия может появляться только при попытках написать под диктовку сложные предложения или же отобразить на бумаге собственный текст.

    Для динамической афазии также характерны дислексия и акалькулия. В чем они проявляются:

    • Невнимательность.
    • Пропуск слов.
    • Плохое понимание прочитанного текста.
    • Трудности в определении последовательности проведения арифметических действий.

    Стоит отметить, что больные в состоянии решать элементарные задачки. Им также остается доступен последовательный счет.

    Непонимание чужой речи

    Диагностика

    При возникновении тревожных признаков у человека необходимо как можно скорее доставить его в медицинское учреждение и показать неврологу. Речевые дефекты выявляются уже в процессе первичного осмотра, когда врач пытается установить с пациентом вербальный контакт. На основании данных анамнеза невролог может предположить характер поражения. Во время осмотра врач оценивает следующие показатели:

    • Поведенческие особенности.
    • Скорость мышления.
    • Степень внимательности.
    • Эмоциональность.
    • Наличие/отсутствие активной речи, апраксии.
    • Характер движений.

    С целью постановки точного диагноза невролог оформляет направление на комплексное обследование, включающее:

    • Консультацию врача-логопеда. Данный специалист осуществляет диагностику устной речи. В процессе проведения логопедического обследования врач может установить вид афазии и степень ее тяжести. Кроме того, во время приема доктор при необходимости оценивает письменную речь пациента. Показатель ее сохранности позволяет дифференцировать динамическую афазию от иных расстройств.
    • Консультацию психиатра. Во время приема специалист беседует с пациентом, проводит специфические тесты и наблюдает за поведением исследуемого. Это необходимо для того, чтобы исключить у человека психические расстройства.
    • Церебральную томографию. В процессе проведения исследования врач получает возможность определить морфологию основного заболевания. При наличии черепно-мозговых травм КТ является более предпочтительным, чем МРТ.
    • Исследование сосудов. В рамках диагностики проводится МРТ, дуплексное сканирование и ультразвуковая допплерография. Во время проведения исследований врач оценивает скорость кровотока. Он также может определить точную локализацию очага патологии.
    • Люмбальная пункция. Проводится в том случае, если у врача имеются подозрения на наличие в организме пациента воспалительного процесса инфекционной природы. Анализ цереброспинальной жидкости осуществляется методом ИФА или ПЦР.

    Во время проведения дифференциальной диагностики задачей врача является исключение акустико-мнестической и афферентной моторной афазий, а также психогенного мутизма. Если наличие данных патологий не подтверждено, ставится окончательный диагноз. Следующим этапом является разработка схемы терапии.

    Кристаллы Шарко-Лейдена в кале: причины, методы проведения анализа, необходимое лечениеВам будет интересно:Кристаллы Шарко-Лейдена в кале: причины, методы проведения анализа, необходимое лечение

    Логопедическая коррекция

    Медикаментозное лечение

    Его целью является устранение первопричины, то есть заболевания, выступившего в роли основного этиологического фактора. Его лечение осуществляется неврологом или нейрохирургом.

    Схема медикаментозной терапии состоит из следующих пунктов:

    • Прием витаминов и антиоксидантов. На фоне лечения поддерживается метаболическая функция нейроцитов, ускоряются процессы регенерации, усиливается защита клеточных мембран. Как правило, врачи назначают следующие средства: «Пиридоксин», «Рибофлавин», «Глицин», «Эмоксипин», «Мексидол».
    • Прием ноотропных препаратов. Активные компоненты данных медикаментов способствуют улучшению кровообращения головного мозга и нормализуют обменные процессы в его тканях. Примеры средств: «Ноотропил», «Пирацетам», «Церебролизин», «Пикамилон».
    • Прием или внутривенное введение церебропротекторов. Данные препараты препятствуют развитию осложнений и способствуют улучшению кровообращения головного мозга. Как правило, врачи назначают «Винпоцетин», «Копламин», «Циннаризин».
    • Прием вазоактивных препаратов. Они также способствуют улучшению мозгового кровообращения. Примеры средств: «Плавикс», «Гепарин», «Нимодипин», «Варфарин».

    Все препараты назначаются исключительно врачом. Специалист учитывает не только степень тяжести динамической афазии, но и индивидуальные особенности организма пациента.

    Медикаментозное лечение

    Логопедическая коррекция

    Основная задача работы с пациентом - устранение инертности. Иными словами, работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи и взрослыми подразумевает преодоление дефектов внутреннего программирования или грамматического структурирования речи.

    Комплекс упражнений составляется врачом на основании результатов диагностики. Согласно статистике, выраженная положительная динамика наступает через 2-3 года после регулярных занятий.

    Следующие упражнения являются обязательными для каждой схемы:

    • Врач составляет предложение и меняет в нем порядок слов. Пациенту предлагается его восстановить.
    • Специалист озвучивает несколько классификационных признаков. Пациент должен правильно разделить по ним предметы. Например, врач просит назвать все круглые вещи в комнате.
    • Специалист предлагает посчитать до 100. Затем расположить цифры в обратном порядке.
    • Врач задает простой вопрос. Пациент должен на него ответить, добавив одно слово («Куда ты пойдешь?» - «Я пойду домой»).
    • Детальное обсуждение событий дня.
    • Пересказ текста, составление к нему плана.
    • Специалист задает вопросы, а пациент должен отвечать на них письменно.

    Во время занятий врач может использовать схемы, фишки, рисунки. Через некоторое время пациенту удается сформировать свою речь правильно и высказать ее с подобающей эмоциональностью. Кроме того, логопеды нередко проводят инсценировки, где ведущая диалоговая роль отдается больному.

    Логопедические занятия

    Осложнения

    На фоне отсутствия активной речи нарушаются и впоследствии полностью утрачиваются коммуникативные возможности. Больной не в состоянии удовлетворить собственные потребности, он также не может элементарно попросить о помощи.

    Процесс восстановления значительно затрудняется, если в организме человека уже произошли изменения в психоэмоциональной сфере. В подобных ситуациях динамическая афазия приобретает стойкий характер. При отсутствии попыток ее скорректировать человек остается инвалидом до конца жизни.

    Прогноз

    Исход заболевания зависит не только от своевременности обращения к врачу, но и от первопричины развития недуга. Важно понимать, что динамическая афазия - это крайне сложное заболевание, которое требует терпения и ответственности близких людей больного. Сам пациент в силу отсутствия мотивации заниматься и принимать медикаменты не будет.

    Если причиной афазии являются новообразования и патологии дегенеративного характера, прогноз неблагоприятный. В остальных случаях лечение, как правило, завершается успешно. Положительный результат можно заметить уже через 2-3 года.

    В заключение

    Динамическая афазия - это заболевание, характеризующееся расстройством формирования и высказывания речи. Кроме того, нередко пациенты не в состоянии воспринимать информацию, озвученную собеседником. В нейропсихологии (это наука, изучающая взаимосвязь работы мозга и психических процессов) принято разделять всех больных на 2 группы. В первую входят лица с отсутствием мотивации, что значительно затрудняет процесс восстановления. Пациенты второй группы выздоравливают гораздо быстрее. У них сохраняется критика к собственному дефекту и мотивация.



    Источник